Философия и методология Patternly

Философия и методология Patternly

В этой статье ответим на вопросы:

  • Почему люди по 10 лет учат английский в школе и не умеют говорить?
  • Как всё-таки учить английский эффективно? Какие для этого есть инструменты?
  • Зачем я создала очередное приложение по изучению английского, если их уже тысячи?

Корень проблемы

Язык — это навык, который нужно тренировать и доводить до автоматизма. Принципы в изучении языка такие же как и тренировка любого другого навыка. Навык есть тогда, когда вы делаете, не задумываетесь об этом, и оно получается. Пример навыка — это вождение машины или игра на музыкальном инструменте.

Получение знаний и получение навыка — это разные процессы. Они выглядят похоже на первый взгляд, но в корне, по своей сути — отличаются. Для изучения математики не нужно решать однотипные задачи, математику не нужно доводить до автоматизма. Наоборот, если вы решаете задачи слишком легко, то вы не развиваетесь, и пора начать решать другие. А в изучении языка наоборот, прогресс там где даётся легко, в этом и цель.

По Канеману, есть две системы мозга: система 1 отвечает за автоматическое поведение, система 2 — за осознанные осмысленные действия, которые требуют напряжения ума. Получается что за навыки отвечает система 1, а за знания — система 2. Вы может замечали, что когда задумываешься и подвергаешь анализу некоторые привычные действия, то начинаешь ошибаться. Потому что впутывается систему 2 там, где обычно работает система 1.

Знания добываются через напряжение мозга. Навык (автоматизм) — через расслабление. И это не противоречит тому что поначалу напрячься придётся, ведь навык начинается с обучения. Однако конечная цель в том чтобы расслабиться и чтобы оно делалось само. В изучении математики задачи подобной не стоит.

При этом почему-то английский язык учат в школе (и продолжают после) теми же самыми методами, по тем же принципам, как и математику. Вместо того чтобы задействовать систему 1, мы работаем системой 2. Получается что мы не тем отделом мозга английский учим. Стоит ли удивляться что люди по 10 лет учат английский в школе и не умеют говорить даже простые вещи?

Как надо учить язык

1. Изолированные упражнения

Если мы собираемся освоить сложно-составной навык, т.е. тот который состоит из нескольких других, то нужно тренировать эти исходные навыки изолированно друг от друга, чтобы вся сложность не перемножалась одна на другую. Наша цель — расслабиться. А слишком сложная задача не даст это сделать.

Если вы учитесь играть на гитаре, то нужно отдельно учить бой одной рукой, отдельно учить аккорды другой другой рукой. Не вместе. А сначала одно, потом другое. Если делать одновременно, то сложность изучения одного умножается на сложность изучения другого, даже не суммируется. Пытаясь получить два навыка одновременно, вы не научитесь ни тому, ни другому. Сначала доводим до автоматизма бой, потом аккорды, или наоборот. Если делать одновременно, то времени на это уйдёт не то чтобы не меньше, а в несколько раз больше.

Аналогично с вождением машины, нельзя сразу выезжать в город если вы не синхронизировали у себя в голове по-отдельности педали, коробку и руль. Пока не довели до автоматизма каждый элемент. В городе добавляется много сложностей: правила и знаки, организация движения, другие участники движения. Плюс стресс. Чтобы это всё вынести и тоже перевести в дальнейшем в автоматизм, нужно для начала хотя бы руками и ногами уметь работать.

Английский — это сложный навык, и тренировать нужно все его части отдельно: лексика, грамматика, аудирование, произношение. В реальной жизни сюда ещё добавляется то что нужно ещё успеть понять мысль, среагировать, подумать что ответить и выразить это.

Аналогия прямая. Почему-то никто не додумывается учить водить машину методом выезда сразу в город. Но советы «погружения в языковую среду» (когда ещё базовые навыки не поставлены) звучат постоянно. Да, в город нужно выезжать обязательно, без этого нельзя считать что умеешь водить. Но потом! Когда уже пройден некоторый барьер.

2. Множество повторений

Что нужно сделать чтобы научиться играть на гитаре? Нужно это делать много-много-много раз, изолированно, со множеством повторений. Много раз сыграть один и тот же бой. Много раз поставить один и тот же аккорд. Не так, что сначала один аккорд, потом второй, потом третий, потом снова первый. А 100 раз один, потом 100 раз другой и так далее. После этого можно начать аккорды перебирать. Если сразу пытаться играть песни, то времени уйдёт, опять же, во много раз больше. В этом просто нет никакого смысла. Разве что иллюзия результата из серии «о, я вроде как что-то играю, пусть и на 0.1 скорости».

Повторения нужно делать до тех пор пока мозг полностью не отключится. Или пока не затошнит от странных однотипных действий и не захочется наконец напрячь уже мозг. Это и есть доведение до автоматизма. Полное расслабление и скука.

Именно так в мозге образуются нейронные дорожки. Они протаптываются, когда много раз идёшь по одним и тем же тропам. С первого прохода, с одного раза, нейронная связь не построится. Нужно делать много, скучно, одно и то же.

Но одного ударного эпизода мало. Нужно вернуться к теме через 2 дня и снова повторить выученное, пройтись по этим же дорожкам. Иначе мозг подумает что это неважная информация, раз за ней не возвращаются, и нейронная связь разрушится. Через неделю трава на протоптанной земле поднимется обратно и как будто ничего не было. Всё что мозгу не нужно, он забывает. Поэтому надо ему дать понять что оно нужно. Возвращаться к информации, и снова ходить этими дорожками.

В общем, в первый день много повторяем, потом через 2 дня возвращаемся снова повторяем (можно меньше), потом ещё через 7 дней, потом через месяц. И так эти дорожки заасфальтируются. Но при неиспользовании и через асфальт может начать пробиваться трава.

3. Быстрая и точная обратная связь

Представьте что вы учитесь ездить на автомобиле, на котором тормоз, газ, и вообще все элементы управления запаздывают. Вы сделали действие — а результат видите только через несколько секунд, а то и минут. Сделали и ждёте. И не понимаете, на правильный угол вы руль повернули или сейчас нужно будет его обратно возвращать. Или представьте кран холодный и горячий с задержкой в минуты. Его же вообще невозможно отрегулировать, научиться правильному положению.

Чтобы навык закреплялся, нужна быстрая обратная связь. Сделал ошибку — система об этом сообщила — вы исправили, снова повторили. Если нет обратной связи, то можно очень долго делать неправильно и не знать об этом. И именно это, неправильное, будет закрепляться! А потом потребуется ещё больше усилий чтобы удалить ненужное и научиться заново.

Положительное подкрепление не менее важно. Если делаешь всё правильно, но не знаешь об этом, сомневаешься, то мозг напряжён. Не то что нам нужно. Плюс от положительной обратной связи мозг выделяет дофамин, а это тоже способствует успешному обучению. На этом основаны игровые механики, геймификация.

Обратная связь нужна качественная, быстрая и точная. И положительная, и отрицательная.

4. Что тренируем — то и натренируем

Чтобы научиться плавать, нужно плавать. Чтобы научиться играть на гитаре, нужно играть на гитаре. Чтобы научиться водить, нужно водить.

Если ты тренируешь чтение, то ты будешь читать.
Если тренируешь восприятие на слух, то будешь хорошо воспринимать на слух.
Но говорить не научишься, потому что ты не говорил.

Тот, кто занимается упражнениями с подстановкой слов в предложения, тот научится подставлять слова в предложения. Или собирать из буковок слова.
Очевидно.
Осталось понять зачем им это надо.

Хотела привести пример аналогичной подмены целей из других сфер, когда заявленная цель совсем не соответствует пути достижения, но настолько тупое как в приложениях по изучению языков, больше нигде не встречалось.

5. Постепенное увеличение сложности

Сначала изучаем простой бой, потом простые аккорды, потом бой посложнее, аккорды посложнее, потом перебор. Потом усложняем произведение. Потом добавляем ещё голос. Потом добавляем зрительный контакт с залом.

Надо двигаться от простого к сложному, сложные аккорды создаются из простых. Сложный бой является вариацией простого. Сложное будет наслаиваться, опираться на базу которая уже выстроена и работает на автоматизме.

Сначала едем по прямой, потом змейкой, потом парковка, потом выезжаем в город, потом — на скоростную трассу.

Со сложного нельзя начинать. Это стресс, и он отобъёт всё желание. Да и неэффективно это, бессмысленно. Бесполезные страдания, за которые не будет никакой награды.

Вы можете усмотреть противоречие этого пункта с предыдущим. Но противоречия нет. Если наша цель — говорить на английском, то это не значит, что нужно сразу идти говорить. Надо сначала подготовиться, выстроить базу, а потом уже идти говорить. Главное понимать что эти подготовительные действия ведут к конечной цели. Без базы даже разговорный клуб будет стрессом. Чтобы чувствовать себя нормально в разговорном клубе, нужно иметь лексику, грамматику, уметь слышать, уметь говорить, и ещё и одновременно думать о теме разговора.

Нужно обязательно пойти в разговорный клуб! Но потом.

6. Начинаем с важного

Начинать вообще любое дело нужно с самого важного. С того что принесёт наибольший результат на единицу затраченного времени.

В случае изучения языков — это самые часто использующиеся слова, грамматика, фразы и т.д. Наслаивать разные навыки в стиле колеса баланса (разностороннего одновременного развития), не забывая про ваши личные цели. Для одного в силу его жизненных задач будет более актуален навык чтения, для другого — письма, для третьего — восприятия на слух.

Изучение Essential грамматики вам хватит в 80% жизненных ситуаций. Особенно когда речь идёт про разговор, вы можете выразить свою мысль используя 5 времён, для этого не нужно знать 12.

Хорошая новость заключается в том что важное обычно коррелирует с самым простым. Present Simple — самое простое время, и оно же самое часто встречающееся. Поэтому данный пункт идёт об руку с предыдущим пунктом.

7. Не создаём конфликт

Думаю дочитав до этого момента вы уже сами всё поняли что не так с этим со всем. Но я пожалуй забью последний гвоздь в крышку гроба.

Мало того что мы учимся не тем отделом мозга, не в том порядке, не так, не то, что надо — не делаем, так ещё и делаем то что вредно.

Мозг запоминает всё что попадает в его поле зрения, даже если информация подана с негативным окрасом. Нейронная связь либо есть, либо её нет. Представьте себе тропинку в лесу: чем чаще вы по ней ходите, тем лучше она протоптана. Так работает память. Сила связи между нейронами может быть разной — от слабой до сильной, но «отрицательной» связи не бывает. То есть мозг не запоминает что-то как «неправильно», он просто запоминает факт.

Поэтому, когда вам где-то встречается ошибочное написание слова или предложения в контексте «запомните, так нельзя!», — ваш мозг всё равно запоминает это написание. Если раньше вы про возможность ошибочного варианта написания даже не задумывались, то теперь каждый раз встречаясь с подобным, будете дольше вспоминать о том как правильно. Хотя раньше вы интуитивно знали правильный вариант. Что-то из серии «не думай про белого единорога».

В основе этого лежит принцип ассоциативного обучения: мозг формирует связи между стимулами, которые часто встречаются вместе. Чем чаще они повторяются, тем прочнее связь. Это отлично работает в маркетинге. Как говорят, чёрный PR это тоже PR. Для продажи в среднем нужно 5 касаний. И неважно, положительных или отрицательных. Главное чтобы человек запомнил ваш бренд, а в плохом было это контексте или хорошем — неважно. При следующем касании про контекст он уже забудет, а вот узнавание произойдёт, нейронная дорожка там ещё не заросла. Это похоже на интервальное повторение.

Однажды мне подруга хотела порекомендовать ресторан со вкусной пастой, она сказала так: «Ой, я всё время путаю, то ли Stories, то ли Selfie, что-то связанное с инстаграммом». Я тут же в моменте поняла что произошло, и что дальше она может даже не смотреть верный ответ, я его всё равно его не запомню. Она посмотрела на карту и по адресу сказала, какой из них именно. Как вы думаете, что я запомнила? Я запомнила вот это: «то ли Stories, то ли Selfie». Ещё и сверху полирнула своей ассоциацией про инстаграмм. Это был последний ингредиент для цементирования нейронной связи. Поэтому я так и не знаю верного ответа, в Stories хорошая паста или в Seflie. Она бы могла не говорить мне первого предложения, посмотрела бы на карту и сказала один единственный верный ответ куда мне нужно идти пробовать пасту. И я бы это запомнила. А про второй ресторан знать бы не знала.

То же самое происходит когда мы делаем упражнения в которых нужно исправить ошибку. Такие упражнения вредны! Они создают конфликт в памяти: две дорожки — одна правильная, другая — нет. Но вы точно не уверены, какая из них верна. Это замедляет реакцию и снижает автоматизм. А всё потому что одну из них вы встречали в учебнике в упражнении «найди ошибку».

Лучше учиться правильно с самого начала, чем потом «бороться» с ошибками. Чем меньше лишних ассоциаций — тем чище и точнее память.

Что предлагает рынок

1. Мёрфи

Murphy — самый топовый мировой учебник по грамматике. The world's best-selling grammar book.

Unit там выглядит примерно так:

Какие здесь есть проблемы:

1) Слишком большое количество информации, особенно в соотношении с объёмом упражнений, например вот эта часть включает в себя несколько конструкций предложений:

Но в самих упражнениях на второй странице мы их вообще не видим. Как мы должны это запомнить и уж тем более применять в жизни? Прочитать одно предложение из примера явно не достаточно.

2) Мы видим вредное упражнение на исправление ошибок:

3) Так же мы видим бесполезное упражнение на подстановку слов:

Хоть раз в жизни вам встретится похожая задача? Это абсолютно искусственно и не имеет смысла. Даже артикли выучить это не поможет.

4) Упражнений очень мало, и главное они разные! Все предложения разнообразные. Ни о каком множестве повторений речи не идёт.

5) Нет беглости, нет интенсивности в таких упражнениях. Задача подстановки слов заключается не в том чтобы артикль правильный выбрать (хотя Unit именно про это) а в том чтобы соответствия найти между смыслом предложения и словами. Мы тратим своё время на сравнивание предложений между собой, чтобы одно слово в двух предложениях не использовать. Но не на то, что нам как-то пригодится в жизни.

6) Нет возможности сразу проверить правильность ответа. Нужно идти в конец книги смотреть ключи. Это не очень удобно делать после каждого заполнения.

Итого проверяем по чеклисту эффективной тренировки навыка и оказывается что из семи пунктов мы получаем только два плюса и пять минусов.

  1. Изолированность —
  2. Повторения —
  3. Обратная связь —
  4. Целевые действия —
  5. Увеличение сложности +
  6. Уменьшение важности +
  7. Не создаём конфликт —

И я напомню что Мёрфи — это мировой лидер литературы по английской грамматике!
Если такой лидер, то что с остальными?

2. Занятия в школах

К этому пункту относим:

  • общеобразовательная школа
  • платные школы языков
  • занятия на онлайн курсах, с преподавателями
  • занятие с носителем 1 на 1
  • языковые кружки, разговорные клубы

Эффективность данных методов зависит от вашей задачи (какой навык хотите тренировать, где сейчас точка роста) и вашего уровня. Если уровень ниже Intermediate и мы говорим про навык изучения грамматики, то эффективность сомнительная.

Во-первых это дорого. Во-вторых требует много времени, включения в расписание, обучение синхронное, т.е. вы кого-то ждёте, от кого-то зависите. Если в классе несколько учеников, то общее время делится на всех. В таких занятиях нет изолированности, тренируем сразу несколько навыков. Нет множества повторений, потому что такой процесс. Обратная связь замедлена и есть не всегда. В разговорном клубе вряд ли вас кто-то будет исправлять.

Этим всем есть смысл заниматься и уделять время и деньги, тогда когда у вас уже высокий уровень и вам нужно на практике его закрепить и не забыть, ну и в целом увеличивать сложность, чтобы прогрессировать. Если вы находитесь на стадии что не умеете слова складывать в предложения, то нет смысла этому учиться с преподавателем. Преподаватель даёт теорию, корректирует ваши ошибки, объясняет что непонятно, но практики должно быть в разы больше чем теории, иначе она забудется. И вы зря потратите деньги и время на эту теорию. По идее вы должны делать домашние задания, но делаете ли вы их? А если делаете, то что конкретно? Мёрфи решаете?

  • Изолированность —
  • Повторения —
  • Обратная связь +-
  • Целевые действия +-
  • Увеличение сложности +
  • Уменьшение важности +
  • Не создаём конфликт +-

Если с преподователем или в качестве домашних заданий заниматесь по этим же учебникам типа Мёрфи, English File, Spotlight, то +- из пунктов выше может превратиться в минус, потому что у Мёрфи там стоит минус. Общеобразовательной российской школе пунктам 5 и 6 можно смело ставить минус, т. к. там нет последовательно разностороннего развития всех навыков, идёт фокус на грамматику, изучается вся сложная грамматика, но не на её применение.

Можно отдать кучу денег на преподавателей, курсы и т.д., вы получите знания, но не протоптанные нейронные связи. Эти теоретические знания о грамматике не превратятся в результат (умение говорить). А если вы их не закрепите, то и знания тоже потеряете. Преподаватели для отработки навыка в грамматике не нужны. Точно так же как и для того чтобы слова зубрить они не нужны. Зубрить слова вместе с преподавателем — это просто неэффективная трата денег. Он не сможет привнести ценности в этот процесс.

Преподаватель нужен для другого. Чтобы отвечать на вопросы, корректировать вас, направлять, диагностировать ваш уровень, подсказать где у вас недоработки, составить roadmap обучения. Но не за ручку вас вести в каждом действии. Не поймите меня неправильно, я не заявляю о том что всех преподавателей заменят программы! Просто для каждого навыка и каждой задачи есть подходящий и неподходящий способ решения. Надо пользоваться эффективными рациональными методами, а не забивать гвозди микроскопом.

3. Приложения

Перед тем как создать свой тренажёр английского, я проанализировала рынок и установила себе все топовые приложения, штук 30. Почти во всех есть ошибки, они сделаны не по канонам постановки навыков. Какие-то приложения состоят на 90% из фуфла, какие-то на 10%. Однако есть приложения, хотя бы часть из которых я могу рекомендовать, подброку такого я сделаю отдельной статье. Там есть про чтение, про видео, про переводы, про песни, про проверку текстов, про произношение. Сейчас AI сервисы действительно могут хорошо в этом помогать. Но по грамматике я не увидела ни одного (!) хорошего тренажёра.

Ниже привожу подборку скриншотов из упражнений с популярных сайтов из первой страницы в поисковике:

Тут даже слова излишни. Думаю вы сможете сами проанализировать их эффективность по чеклисту, приведённому выше.

Что предлагает Patternly

Тренажёр Patternly — это простой тренажёр для изучения грамматики. Я пока не беру все остальные навыки (чтение, произношение, аудирование и т.д.) Он нацелен на постановку одного конкретного навыка и делает это хорошо, по всем канонам, изложенным выше.

1. Изолированные упражнения

Упражнения простые, изолированные. Название «patternly» происходит от слова паттерн. Паттерн — это шаблон, по которому образуются однотипные предложения. Паттерн — неделимая единица грамматики. Он упрощён до максимума, дальше делить и упрощать уже некуда. В тренажёре тренируются именно паттерны, а не громоздкие правила, которые в себя включают много теории, разные случаи и варианты предложений.

Это не тренажёр для изучения лексики, поэтому лексика заведомо простая. Все предложения состоят из самых простых слов: friend, book, cat, dog, apple и подобное. Это сделано намеренно чтобы не отвлекаться на лексику, не увеличивать сложность, а сосредоточиться на нашей цели — грамматике.

Внутри одного раздела тренажёра все упражнения одинаковые, они соответствуют одному паттерну. Не надо отвлекаться на то чтобы думать. Только протаптывать одну конкретную тропинку в максимальном расслаблении мозга.

2. Множество повторений

Внутри каждой темы по 30-40 однотипных предложений. Например, они все либо вопросительные, либо утвердительные, либо отрицательные.

Например, паттерн «Present Simple + to be -> are -> утвердительные предложения»:

  • We are friends.
  • We are ready.
  • They are happy.
  • You are kind.
  • You are right.

Или паттерн «Present Simple + to be -> is -> вопросительные предложения»:

  • Is he your brother?
  • Is she your sister?
  • Is it cold?
  • Is the cat black?

Можно вводить фразы голосом. Если ввод правильный — сразу идёт следующая фраза. Никаких лишних действий и кликов. Всё быстро. Чем быстрее каждый элемент, тем больше фраз можно отработать за единицу времени и выше беглость. Именно это нам и нужно, тренировать беглость речи.

У меня есть такой паттерн который вбился в голову уже давно. Я запомнила именно его, потому что в качестве исключения на уроке (внезапно!) попалось эффективное упражнение и я много раз повторила одно и то же. Теперь я никогда не растеряюсь если мне нужно будет по-английски сказать «Я никогда не была в ... ». I have never been to London.

Цель заключается в том чтобы больше не задумываться о грамматике! Вообще.

3. Быстрая и точная обратная связь

В этом плюс всех автоматизированных тренажёров, в отличие от упражнений в книгах, или от разговорного клуба, мы в ту же секунду получаем ответ: правильно ввели или нет. Останавливаться не буду, всё очевидно.

4. Что тренируем — то и натренируем

Мы тренируем грамматику. Перевод с русского языка на английский, быстро. Это именно то что нужно и то, что встречается в реальной жизни. В которой не стоит задачи подстановки слова в предложение или поиска ошибки. Зато стоит задача быстро и правильно выразить мысль которая рождается в голове на русском, и перевести её на английский. Именно этим мы и занимаемся. При этом предложения даны простые и уже готовые. Не нужно придумывать свои ситуации. Ведь это отдельная задача, думать о том что сказать.

5. Постепенное увеличение сложности

Вот разбитие по паттернам в теме «Артикли»:

Начинаем с «an apple», продолжаем с «go to the bank», и заканчиваем полноценными предложениями «The book is on the table.» Здесь просто нет шансов чтобы что-то не получалось или было непонятным. Открываем приложение, выключаем мозг и просто делаем. Потом это «on the table» будет отскакивать от зубов.

6. Начинаем с важного

Создавать материалы для тренажёра я тоже начала с важного, с грамматики до Intermediate. Как я проиллюстрировала выше, это закроет 95% жизненных ситуаций.

5 самых частых времён:

  1. Present Simple (Пример: I go to school every day.)
  2. Present Continuous (Пример: She is reading a book now.)
  3. Past Simple (Пример: We visited London last year.)
  4. Present Perfect (Пример: I have finished my homework.)
  5. Future Simple (Пример: He will call you tomorrow.)

Траектория прохождения тем построена от самого употребяемого, полезного и результативного, к тому что встречается реже.

7. Не создаём конфликт

В моём тренажёре мины не расставлены. Нет никаких упражнений и контента где встречаются ошибочные написания.

Вывод

Если вы:

  • Обладаете словарным запасом хотя бы 200 самых популярных слов
  • Имеете уровень английского от Elementary до Intermediate
  • Понимаете что ваша точка роста находится в грамматике

То тренажёр Patternly будет вам полезен.

Иностранный язык — это сложная система, которая состоит из множества элементов. Проблема с одним из элементов может порушить всю систему. Возможно у вас хороший словарный запас, но сложно в стрессовой ситуации сложить слова в предложения и выразить мысль. Тогда точка роста находится в грамматике. И приложив небольшие усилия в эту область, вы улучшите эффективность всей системы в целом и она начнёт работать на полную и на автоматизме.

Спасибо за внимание!

Автор статьи Аня Крх
Copyright © 2025 annkpx