Статья эта написана для тех, кому интересна методика создания тренажёра Patternly, как в нём появляется структура и содержание.
Постановка задачи
Цель тренажёра и моя цель как его создателя — расщепить грамматику английского языка на атомы, чтобы можно было тренировать их отдельно и много. Паттернами как раз и называются эти "грамматические атомы", шаблоны, по которым образуются однотипные предложения.
Все грамматические правила мы делим на разделы, на темы, на подтемы, и в конце получаются паттерны, это неделимые единицы, упрощённые до максимума. Упражнения в тренажёре представляют из себя отработку паттернов, а не изучения сложносоставных правил.
В этой статье я буду показывать каким образом я делаю эту декомпозицию на примере создания структуры и содержимого тренажёра для раздела "Nouns and Articles" и "Pronounce".
Шаг 1. Создаём структуру
Сначала пошла в поиск посмотреть, есть ли уже готовая древовидная структура для грамматики английского. С ходу найти такого не удалось, но зато есть разбиение тем по уровням, правда в виде списка, совсем неструктурированно. Во всех статьях примерно одно и то же.
Выглядит так:
- Imperative mood.
- past simple.
- Irregular verbs.
- There was/There were.
- Some/any.
- Many/much and little/few, a lot of.
- Countable/uncountable nouns.
Мы видим, что тут всё и сразу: и существительные, и глаголы, и времена, и структура предложения. Мне такое не подходит. Мне нужно чёткое деление по темам.
После этого пошла в GPT, за несколько итераций он мне выдал что-то похожее на правду, и я взяла за основу это разбиение, привожу часть:
- Глаголы / Verbs
- Правильные и неправильные
- Модальные глаголы (can, must, should и др.)
- Фразовые глаголы (phrasal verbs)
- Инфинитив и герундий (to do / doing)
- Пасcивный залог (Passive voice)
- Косвенная речь (Reported/Indirect speech)
- Глагольные конструкции / Verb Forms (used to, going to, future plans)
- Существительные и артикли / Nouns and Articles
- Артикли (a/an, the, нулевой)
- Исчисляемые/неисчисляемые
- Множественное число
- Притяжательный падеж ('s)
- Местоимения / Pronouns
- Личные, притяжательные, возвратные
- Указательные (this, that, these, those)
- Вопросительные
- Отрицательные
- Неопределённые местоимения / Indefinite pronouns (some, any, much, many, few, little)
Получилось 7 разделов, в каждом из них не более 7и тем. Это сделано намеренно, в каждой ветке не должно быть много тем, мозг пользователя должен уметь охватить их все сразу.
Шаг 2. Углубляемся в темы
Я увидела что есть спрос на артикли, поэтому начала с них. Это раздел "Nouns and Articles". Пошла в Мёрфи смотреть что есть на эту тему. Оказывается что там не всё так просто, и тема эта перемешана с другой темой, "Pronounce", поэтому будем собирать обе.
В серии Murphy есть 3 учебника для разного уровня:

Вот как выглядит структура для этих тем:
Pronouns and possessives: 59 I/me, he/him, they/them etc 60 my / his/ their etc 61 Whose is this? It's mine/yours/ his 62 I / me/ my/ their etc 63 myself/ yourself / themselves etc 64 -'s (Kates's camera) A and The: 65 a/an 66 singular and plural 67 countable / uncountable 1 68 countable / uncountable 2 69 a/an and the 70 the ... 71 go to work, go home, go to the cinema 72 I like music, I hate exams 73 the ... (names of places) Determiners and pronouns: 74 this / that / these / those 75 one / ones 76 some / any 77 not + any / no / none 78 not + anybody / anyone / anything | nobody / no-one / nothing 79 somebody / anything / nowhere etc 80 every / all 81 all / most / some / any / no / none 82 both / either / neither 83 a lot / much / many 84 (a) little / (a) few
Articles and nouns: 69 Countable and uncountable 1 70 Countable and uncountable 2 71 Countable nouns with a/an and some 72 A/an and the 73 The 1 74 The 2 (school / the school etc.) 75 The 3 (children / the children) 76 The 4 (the giraffe / the telephone / the + adjective) 77 Names with and without the 1 78 Names with and without the 2 79 Singular and plural 80 Noun + noun (a tennis ball / a headache) 81 -'s (your sister's name) and o f ... (the name of the book) Pronouns and determiners: 82 Myself/yourself/themselves etc. 83 A friend of mine My own house On my own / by myself 84 There ... and it ... 85 Some and any 86 No/none/any | Nothing/nobody etc. 87 Much, many, little, few, a lot, plenty 88 A l l /all of m o st/m ost of no / none of etc. 89 Both / both of neither / neither of either / either of 90 All, every and whole 91 Each and every
Nouns: 40 Agreement between subject and verb 1 41 Agreement between subject and verb 1 42 Agreement between subject and verb 1 43 Compound nouns and noun phrases Articles, determiners and quantifiers: 44 A / an and one 45 A / an, the and zero article 1 46 A / an, the and zero article 2 47 A / an, the and zero article 3 48 Some and any 49 No, none (of) and not any 50 Much (of), many (of), a lot of, lots (of), etc. 51 All (of), whole, every, each 52 Few, little, less, fewer Relative clauses and other types of clause: 53 Relative pronouns 54 Other relative words: whose, when, whereby, etc 55 Propositions in relative clauses ... Pronouns, substitution and leaving out words: 60 Reflexive pronouns: herself, himself, ... 61 One and ones 62 So and not as substitutes for clauses, etc
Здесь заметно, что составляли это гуманитарии (простите). В красной книге есть раздел "Determiners and pronouns", а в синей — "Pronouns and Determiners". Вряд ли в этом есть скрытый смысл. А ещё это деление уроков по номерам: 1, 2, 3... Категории странные. Системности нет.
Я составила таблицу, в которой совместила 3 учебника и целевую примерную структуру. То есть я взяла дерево тем с предыдущего шага и разложила по этому дереву Unit'ы из трёх учебников:

Колонки таблицы: категория, раздел, тема (подраздел), и 3 колонки: соответствующие Unit'ы из зелёной книги, из синей и из красной.
Шаг 3. Разбиваем на паттерны
Например, вот это Unit 69, раздел С из Мёрфи:

превратился в 11 разделов тренажёра, здесь видно 11 паттернов.
- some + plural countable
- any + plural countable (negative)
- any + plural countable (questions)
- many + plural countable
- few + plural countable
- some + uncountable
- any + uncountable (questions)
- any + uncountable (negative)
- much + uncountable (questions)
- much + uncountable (negative)
- little + uncountable
Таким образом я обработала все юниты и получилась такая древовидная структура:

(на картинке не всё)
Шаг 4. Генерируем предложения
Самая сложная часть сделана. Мы разбили все грамматические темы на атомы, теперь нужно их заполнить множеством предложений для повтора. Я это тоже делаю с GPT, генерирую одинаковые предложения по заданному паттерну из максимально простых слов, чтобы пользователи не отвлекались на лексику.
Примеры упражнений на выходе, в которых задача заключается в переводе с русского на английский:
- some + plural countable
- У меня есть несколько книг. => I have some books.
- Она купила яблоки. => She bought some apples.
- Мы видели собак в парке. => We saw some dogs in the park.
- Он нашёл ключи. => He found some keys.
- any + plural countable (negative):
- У него нет друзей. => He doesn’t have any friends.
- У меня нет ключей. => I don’t have any keys.
- У нас нет яблок. => We don’t have any apples.
- any + plural countable (questions):
- Ты знаешь каких-нибудь людей здесь? => Do you know any people here?
- Есть ли у тебя билеты? => Do you have any tickets?
- Ты видишь какие-нибудь ошибки? => Do you see any mistakes?
И таких предложений по 20-30 на каждый раздел.
Изи. Простая лексика, простая грамматика. Всё сделано для того, чтобы вообще не думать, а просто бегло говорить, брать скоростью, и протаптывать нейронные тропинки.
Результат можно посмотреть здесь https://patternly.ru/course/nouns-and-articles/.
Более подробно о философии подрукта написано в статье [[Какую задачу я решаю]].