Составление упражнений для тренажёра

Составление упражнений для тренажёра

Статья эта написана для тех, кому интересна методика создания тренажёра Patternly, как в нём появляется структура и содержание.

Постановка задачи

Цель тренажёра и моя цель как его создателя — расщепить грамматику английского языка на атомы, чтобы можно было тренировать их отдельно и много. Паттернами как раз и называются эти "грамматические атомы", шаблоны, по которым образуются однотипные предложения.

Все грамматические правила мы делим на разделы, на темы, на подтемы, и в конце получаются паттерны, это неделимые единицы, упрощённые до максимума. Упражнения в тренажёре представляют из себя отработку паттернов, а не изучения сложносоставных правил.

В этой статье я буду показывать каким образом я делаю эту декомпозицию на примере создания структуры и содержимого тренажёра для раздела "Nouns and Articles" и "Pronounce".

Шаг 1. Создаём структуру

Сначала пошла в поиск посмотреть, есть ли уже готовая древовидная структура для грамматики английского. С ходу найти такого не удалось, но зато есть разбиение тем по уровням, правда в виде списка, совсем неструктурированно. Во всех статьях примерно одно и то же.

Выглядит так:

  • Imperative mood.
  • past simple.
  • Irregular verbs.
  • There was/There were.
  • Some/any.
  • Many/much and little/few, a lot of.
  • Countable/uncountable nouns.

Мы видим, что тут всё и сразу: и существительные, и глаголы, и времена, и структура предложения. Мне такое не подходит. Мне нужно чёткое деление по темам.

После этого пошла в GPT, за несколько итераций он мне выдал что-то похожее на правду, и я взяла за основу это разбиение, привожу часть:

  • Глаголы / Verbs
    • Правильные и неправильные
    • Модальные глаголы (can, must, should и др.)
    • Фразовые глаголы (phrasal verbs)
    • Инфинитив и герундий (to do / doing)
    • Пасcивный залог (Passive voice)
    • Косвенная речь (Reported/Indirect speech)
    • Глагольные конструкции / Verb Forms (used to, going to, future plans)
  • Существительные и артикли / Nouns and Articles
    • Артикли (a/an, the, нулевой)
    • Исчисляемые/неисчисляемые
    • Множественное число
    • Притяжательный падеж ('s)
  • Местоимения / Pronouns
    • Личные, притяжательные, возвратные
    • Указательные (this, that, these, those)
    • Вопросительные
    • Отрицательные
    • Неопределённые местоимения / Indefinite pronouns (some, any, much, many, few, little)

Получилось 7 разделов, в каждом из них не более 7и тем. Это сделано намеренно, в каждой ветке не должно быть много тем, мозг пользователя должен уметь охватить их все сразу.

Шаг 2. Углубляемся в темы

Я увидела что есть спрос на артикли, поэтому начала с них. Это раздел "Nouns and Articles". Пошла в Мёрфи смотреть что есть на эту тему. Оказывается что там не всё так просто, и тема эта перемешана с другой темой, "Pronounce", поэтому будем собирать обе.

В серии Murphy есть 3 учебника для разного уровня:

Вот как выглядит структура для этих тем:

Красная книга
Pronouns and possessives:
59 I/me, he/him, they/them etc
60 my / his/ their etc
61 Whose is this? It's mine/yours/ his
62 I / me/ my/ their etc
63 myself/ yourself / themselves etc
64 -'s (Kates's camera)

A and The:
65 a/an
66 singular and plural
67 countable / uncountable 1
68 countable / uncountable 2
69 a/an and the
70 the ...
71 go to work, go home, go to the cinema
72 I like music, I hate exams
73 the ... (names of places)

Determiners and pronouns:
74 this / that / these / those
75 one / ones
76 some / any
77 not + any / no / none
78 not + anybody / anyone / anything | nobody / no-one / nothing
79 somebody / anything / nowhere etc
80 every / all
81 all / most / some / any / no / none
82 both / either / neither
83 a lot / much / many
84 (a) little / (a) few
        
Синяя книга
Articles and nouns:
69 Countable and uncountable 1
70 Countable and uncountable 2
71 Countable nouns with a/an and some
72 A/an and the
73 The 1
74 The 2 (school / the school etc.)
75 The 3 (children / the children)
76 The 4 (the giraffe / the telephone / the + adjective)
77 Names with and without the 1
78 Names with and without the 2
79 Singular and plural
80 Noun + noun (a tennis ball / a headache)
81 -'s (your sister's name) and o f ... (the name of the book)

Pronouns and determiners:
82 Myself/yourself/themselves etc.
83 A friend of mine
My own house On my own / by myself
84 There ... and it ...
85 Some and any
86 No/none/any | Nothing/nobody etc.
87 Much, many, little, few, a lot, plenty
88 A l l /all of m o st/m ost of no / none of etc.
89 Both / both of neither / neither of either / either of
90 All, every and whole
91 Each and every
        
Зелёная книга
Nouns:
40 Agreement between subject and verb 1
41 Agreement between subject and verb 1
42 Agreement between subject and verb 1
43 Compound nouns and noun phrases

Articles, determiners and quantifiers:
44 A / an and one
45 A / an, the and zero article 1
46 A / an, the and zero article 2
47 A / an, the and zero article 3
48 Some and any
49 No, none (of) and not any
50 Much (of), many (of), a lot of, lots (of), etc.
51 All (of), whole, every, each
52 Few, little, less, fewer

Relative clauses and other types of clause:
53 Relative pronouns
54 Other relative words: whose, when, whereby, etc
55 Propositions in relative clauses
...

Pronouns, substitution and leaving out words:
60 Reflexive pronouns: herself, himself, ...
61 One and ones
62 So and not as substitutes for clauses, etc
        

Здесь заметно, что составляли это гуманитарии (простите). В красной книге есть раздел "Determiners and pronouns", а в синей — "Pronouns and Determiners". Вряд ли в этом есть скрытый смысл. А ещё это деление уроков по номерам: 1, 2, 3... Категории странные. Системности нет.

Я составила таблицу, в которой совместила 3 учебника и целевую примерную структуру. То есть я взяла дерево тем с предыдущего шага и разложила по этому дереву Unit'ы из трёх учебников:

Колонки таблицы: категория, раздел, тема (подраздел), и 3 колонки: соответствующие Unit'ы из зелёной книги, из синей и из красной.

Шаг 3. Разбиваем на паттерны

Цель тренажёра в том, чтобы тренировать изолированно одинаковые предложения или конструкции. Сейчас же в рамках одного юнита из Мёрфи может быть много конструкций. В рамках одного юнита, даже раздела внутри юнита, есть много паттернов, и наша задача это всё разбить на составные части.

Например, вот это Unit 69, раздел С из Мёрфи:

превратился в 11 разделов тренажёра, здесь видно 11 паттернов.

Plural Countable (левая часть таблицы):
  • some + plural countable
  • any + plural countable (negative)
  • any + plural countable (questions)
  • many + plural countable
  • few + plural countable
Uncountable (правая часть таблицы):
  • some + uncountable
  • any + uncountable (questions)
  • any + uncountable (negative)
  • much + uncountable (questions)
  • much + uncountable (negative)
  • little + uncountable

Таким образом я обработала все юниты и получилась такая древовидная структура:

(на картинке не всё)

Шаг 4. Генерируем предложения

Самая сложная часть сделана. Мы разбили все грамматические темы на атомы, теперь нужно их заполнить множеством предложений для повтора. Я это тоже делаю с GPT, генерирую одинаковые предложения по заданному паттерну из максимально простых слов, чтобы пользователи не отвлекались на лексику.

Примеры упражнений на выходе, в которых задача заключается в переводе с русского на английский:

  • some + plural countable
    • У меня есть несколько книг. => I have some books.
    • Она купила яблоки. => She bought some apples.
    • Мы видели собак в парке. => We saw some dogs in the park.
    • Он нашёл ключи. => He found some keys.
  • any + plural countable (negative):
    • У него нет друзей. => He doesn’t have any friends.
    • У меня нет ключей. => I don’t have any keys.
    • У нас нет яблок. => We don’t have any apples.
  • any + plural countable (questions):
    • Ты знаешь каких-нибудь людей здесь? => Do you know any people here?
    • Есть ли у тебя билеты? => Do you have any tickets?
    • Ты видишь какие-нибудь ошибки? => Do you see any mistakes?

И таких предложений по 20-30 на каждый раздел.
Изи. Простая лексика, простая грамматика. Всё сделано для того, чтобы вообще не думать, а просто бегло говорить, брать скоростью, и протаптывать нейронные тропинки.

Результат можно посмотреть здесь https://patternly.ru/course/nouns-and-articles/.
Более подробно о философии подрукта написано в статье [[Какую задачу я решаю]].

Автор статьи Аня Крх
Copyright © 2025 annkpx